Нержавеющие теплообменники: сочетание эффективности и коррозионной стойкости в новых водяных масло- и воздухоохладителях, журнал "Холодильный бизнес", №2, 2005.
В. Ельчинов, Н. Товарас, НПФ «Химхолодсервис», Москва
Анализ последних достижений в области ап- паратостроения для холодильной техники позволяет сделать следующие выводы. Широкий класс охладителей капельных жидкостей и газов посредством оборотной воды (основного холодного теплоносителя на всеххолодопотребля- ющих предприятиях), выпускаемых отечественной и зарубежной промышленностью, имеет ряд существенных недостатков. Есть два требования, которым априори должны удовлетворять эффективные и надежные в эксплуатации водо- масляные и водовоздушные теплообменники:
низкая интенсивность теплоотдачи масла и воздуха по сравнению с водой обусловливает необходимость расширения поверхности теплообмена аппарата со стороны этих теплоносителей. На практике это часто достигается оребре- нием или гофрированием (что увеличивает компактность). Предпочтительно, чтобы поверхность теплообмена одновременно несла функцию интенсификатора теплоотдачи;
поверхность теплообмена со стороны воды, наоборот, должна быть разреженной для облегчения доступа при чистке от отложений, что является известной теплотехнической проблемой. При этом увеличивается и срок службы.
Традиционные и широко используемые в промышленностикожухотрубные теплообменники с сегментными перегородкамине отвечают этим требованиям и имеют низкую компактность поверхности теплообмена [1]. Качество отечественных систем водоподготовки не позволяет применять в этих аппаратах трубы с внутренним диаметром менее 15 мм. Количество теплообменных труб, а следовательно, габариты таких аппаратов велики. Кроме того, они имеют ряд конструкционных недостатков. Наличие зазоров между трубами и перегородками, перегородками и кожухом приводит к бай- пасным перетечкам теплоносителя, что ухудшает его теплоотдачу. Так, технологические зазоры в 1 мм между трубами и перегородками снижают интенсивность теплоотдачи в 1,5-1,7 раза по сравнению с теплоотдачей при «плотно посаженном» пучке труб. На практике же и такой зазор не выдерживается. Попытки решить эту проблему нетрадиционным способом, путем использования пластмассовых сегментных перегородок (для маслоохладителей), привели к массовым отказам - «оплавлению» перегородок и выходу аппаратов из строя. Несомненным преимуществом этих теплообменников является низкая цена, если они выполняются из дешевых материалов (низколегированной углеродистой стали, например Ст. 20 для России). Однако из-закоррозии водяных полостей надежность этих аппаратов неудовлетворительна, срок эксплуатации составляет пять и менее лет. Возможно увеличение срока эксплуатации (до 20 лет) за счет замены материала труб на кор- розионно-устойчивую высоколегированную нержавеющую сталь (например, 12Х18Н10Т) или медь, но при этом из-за большого количества труб в 5-6 раз повышается цена, и аппараты становятся недоступны заказчику.
Известной альтернативой кожухотрубным теплообменникам с сегментными перегородками являютсяпластинчатые теплообменники [2]. Их широкое применение обусловлено более высокой тепловой эффективностью. Так, гофрирование поверхности приводит к увеличению компактности (эквивалентный диаметр каналов d3KB=10 мм и менее) и интенсификации теплообмена теплоносителей, а следовательно, малым габаритам и массе. Выполнение этих аппаратов из высококачественных коррозионно- стойких сталей позволяет увеличить срок их эксплуатации.
Вместе с тем, эти аппаратыдороги. Кроме того, их разборка для механической чистки (химический способ чистки без разборки в условиях российской водоподготовки явно недостаточен) - довольно трудоемкое и кропотливое мероприятие: следует разобрать, а затем собратьвсе пластины (или пары пластин), а не только крышки теплообменника. Известны жалобы на «несобираемость» этих теплообменников после чистки из-за выхода из строя резиновых прокладок между пластинами. Закупка же новых уплотнителей требует постоянных затрат.
Нами в этой работе освещена задача реализации создания водомасляных (водовоздушных) теплообменников, в которых бы сочетались лучшие качества кожухотрубных и пластинчатых теплообменных аппаратов: коррозионная стойкость и доступная цена, высокая тепловая эффективность в сочетании с надежностью и удобством в эксплуатации.
В табл. 1 представлены основные принципы, которые были приняты в качестве директивных при создании новой конструкциитруб- чато-пластинчатых теплообменников.
По сравнению с традиционными кожухотруб- ными теплообменниками, в наших аппаратах большое количество труб, пронзающих сегментные перегородки, заменено на порядок меньшим количествомтрубчато-пластинчатыхтепло- обменных элементов (каналов). Это коаксиальные трубы с расположенным между ними ореб- рением (коэффициент оребрения Кор~12-13), одновременно являющимся эффективным (с точки зрения теплогидравлических характеристик) интенсификатором теплоотдачи(рис. 1, 2).
В качестве оребрения используется компактная (компактность (3 ~ 2000 м2/м3) поверхность теплообмена - специальная насадка с прерывистыми ребрами. Материал внутренних труб, составляющих водяную полость - нержавеющая сталь 12Х18Н10Т. Материал насадки - алюминиевый сплав Амц (маслоохладители) или медь МЗ (воздухоохладители). Насадка имеет с внутренними трубами плотный контакт, обеспеченный специальной технологией (для маслоохладителей), или припаяна к этим трубам (для воздухоохладителей).
Нарисунках 3, 4, 5 представлены соответственно типовая конструкция, внешний вид и нержавеющая водяная полость трубчато- пластинчатого теплообменника. При сборке его использована предварительная вальцовка труб и их сварка в трубной решетке неплавящимся электродом в защитной среде (аргоне).
Для создания конструкции и расчета типо- размерного ряда маслоохладителей МОХ и воздухоохладителей BOXнами в лабораторных условиях получены опытные данные по теплоотдаче и гидравлическому сопротивлению кольцевых каналов с вышеназванным оребрением (см. рис.1) при движении капельной жидкости (минерального масла) и газа (воздуха). Они обобщены в виде критериальных зависимостей Nu= Nu (Re), StPr2/3 = StPr2/3(Re), £ = £ (Re). Определено влияние на теплоотдачу контактного термосопротивления соединения «труба-насад- ка», существенно зависящего от степени натяга для маслоохладителей, отработана технология пайки этого же соединения для воздухоохладителей.
Маслоохладители МОХ прошли промышленные испытания на аммиачных компрессорных агрегатах 21А410-7-3 на рыбокомбинате ЗАО «Меридиан» (Москва) и 21А280-7-3 - на хладокомбинате №7 (Санкт-Петербург). С этой целью агрегаты были дооснащены необходимой измерительной аппаратурой (расходомерами, термометрами и манометрами) [3]. Испытания проводились с интервалом в полгода, с тем, чтобы оценить влияние отложений водяного камня на теплообмен и гидравлическое сопротивление.
Результаты испытаний, приведенные в [3], показали, что, например, маслоохладитель МОХ 36-300-1,5 (рассчитан на 120 кВт) в «чистом» виде обеспечивает минимальную расчетную тепловую нагрузку 185 кВт. После шестимесячной эксплуатации тепловая эффективность аппарата уменьшилась на 30%. Гидравлическое сопротивление водяной полости выросло в 2,4 раза. Это явилось результатом действия отложений на поверхность теплообмена солей металлов, растворенных в воде. Но даже в загрязненном состоянии теплообменник обеспечивал расчетную нагрузку в 125 кВт, что подтвердило обоснованность заложенных при его проектировании запасов. Увеличение же гидравлического сопротивления масляной полости обнаружено не было, следовательно, на насадке не образуются твердые отложения.
В настоящее время «НПФ «Химхолодсервис» выпустила более двухсот маслоохладителей различных типоразмеров.
Интересно сравнение маслоохладителей МОХ с другими типами аппаратов, приведенное, например, для маслоохладителя тепловой мощностью 90 кВт(табл. 2). Как видно, оно подтверждает высокую эффективность разработанного трубчато-пластинчатого маслоохладителя МОХ.
Таким образом, в результате проведенных НИР и ОКР создан маслоохладитель,не уступающий по массогабаритным показателям зарубежным образцам (например, фирмы «Альфа- Лаваль») ипревосходящий по этим же параметрам отечественные кожухотрубные маслоохладители с сегментными перегородками. Кроме того, у маслоохладителя МОХ значительнониже маслоемкость и существеннопроще процесс механической чистки. По коррозионной стойкости МОХидентичен пластинчатым аппаратам. Цена же разработанных аппаратов невелика.
На рис. 6 представлен общий вид одной из модификаций воздухоохладителей BOX(с сепаратором). В данном исполнении он выполнен по последовательно-параллельной схеме соединения трубчато-пластинчатых элементов. Два таких воздухоохладителя в 2000 году были установлены и испытаны на комбинате детского молочного питания (Лианозово, г. Москва) в контурах подачи холодного технологического воздуха в тоннели для производства творога.
Воздухоохладители обеспечивают охлаждение воздуха после компрессоров вихревого типа ЭФ111 производительностью 240 нм3/ч и избыточным давлением 1,8 бар. Температура воздуха на выходе из компрессора (на входе в теплообменник) составляла 120°С. Температура воды - 4°С. В процессе эксплуатации были измерены перепад давления (данные близки к расчетным) и температура воздуха на выходе, которая составила 8°С. Аппараты работают до настоящего времени в две смены по 16 часов в сутки. Каких-либо ухудшений их работы нет.
Предлагаемый воздухоохладитель значительно (в 2,7-3 раза) эффективнее, а следовательно, по габаритам и массе меньше традиционных кожухотрубных теплообменников с сег ментными перегородками, имеет легко очищаемую теплообменную поверхность по воде.
Возможности трубчато-пластинчатого воздухоохладителя из паяных теплообменных элементов хорошо иллюстрируются следующим расчетом. Задав режимные параметры:
давление воздуха на входе, абсолютное
Рвозд.= 6бар;
допускаемое падение давления по воздуху АРвозд = 0,05 бар;.
- температура воздуха на входе tВо3д.вх = 120°С;
- температура воздуха на выходе tвозд ВЬ|Х=30°С;
- температура воды на входе tводы вх= 20°С
и используя экспериментально полученные обобщенные зависимости для расчета значений теплоотдачи и сопротивления, мы имеем следующий результат расчета.Одна труба теплообменника длиной L=1,0 м обеспечивает приведенные выше параметры воздуха при расходе 70 нм3/ч. При этом тепловая нагрузка составляет 2500 Вт.
Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о том, что ООО «НПФ Химхо- лодсервис» удалось создать реальное импортозамещающее оборудование - трубчато-плас- тинчатые нержавеющие теплообменные аппараты, применение которых в качестве охладителей масла и воздуха посредством воды имеет ряд неоспоримых преимуществ:
увеличена в несколько раз интенсивность процесса теплообмена, что позволило вдвое снизить габариты и массу и выйти на уровень аналогичных параметров импортных полусварных пластинчатых теплообменников «Альфа Лаваль»;
уменьшено гидравлическое сопротивление по маслу и воде;
значительно (вчетыре раза) сокращен объем полостей охлаждаемого теплоносителя, что очень важно для экономии заливаемого в маслоохладители масла;
повышена надежность (кроме вальцовки применена аргоно-дуговая сварка);
в несколько раз облегчена очистка от отложений за счет малого количества теплообмен- ных элементов.
Новые масло- и воздухоохладители качественно отличаются от известных кожухотрубных теплообменников, применяемых для этих же целей. Их поверхность теплообмена со стороны воды выполнена из высоколегированной кор- розионно-устойчивой нержавеющей стали 12Х18Н10Т, что позволяет в 3-4 раза увеличить срок их эксплуатации (до 20 лет). При этом стоимость увеличивается незначительно ввиду малого количества самих теплообменных элементов.
Аппараты имеют сертификат соответствия и разрешение на применение.
Список литературы
1. Овчаренко B.C., Шувалов А.И., Галенко
В.А. Новые эффективные маслоохладители для винтовых и поршневых холодильных компрессоров. - Холодильная техника, № 9, 1998, с. 10-11.
2. Сорокин С.С. Полусварные конденсаторы и маслоохладители «Альфа Лаваль». - Холодильная техника, №6, 2000, с. 24-26.
3. Товарас Н.В., Ельчинов В.П., Шуяков А.Л.
Новые маслоохладители МОХ: Сочетание эффективности и технологичности. - Холодильная техника, №3, 2000, с. 19-22.